Системы видеонаблюдения: подиумные платья и рабочая одежда. [БДИ №2, 2000]
© [БДИ №2, 2000, www.bdi.spb.ru]
Многие фирмы считают делом чести представить к выбранной ежегодной выставке новую разработку. Потребителю не стоит пугаться представленных сложнейших систем, которые на выставках представляют целые группы специалистов достаточно высокого уровня, но и нет необходимости сразу же примерять на себя все, что там было представлено.
Можно провести аналогию с миром высокой моды. Престижные дома каждый сезон представляют новые коллекции одежды, в которой вряд л и можно перемещаться по городу или находиться на работе, но свою прибыль они будут делать на относительно массовых костюмах и платьях. Однако если не будет эксклюзивных, подиумных моделей, то не будет и массовых продаж.
Такая же ситуация сложилась и на рынке систем видеонаблюдения. Существует целый ряд разработок, задача которых не столько найти массовое применение на этом рынке, сколько завоевать, подтвердить и закрепить авторитет фирмы в глазах коллег и потенциальных покупателей. Принцип прост: «Если мы сделали целое, то любую часть этого целого мы сделаем и подавно». Продажа таких разработок соотносится с реализацией привычной массовой аппаратуры как продажа коллекционных платьев и повседневной одежды, в таком же соотношении они востребованы реальным рынком.
Вывод нового товара на рынок -одна из ключевых задач маркетинга. После появления идеи создать какой-либо товар, при условии соблюдения необходимой последовательности действий, ответ на вопрос, будет л и эта продукция иметь спрос, стоит ли браться за ее производство, обходится западной фирме минимум в 10-12 тысяч долларов. Более того, по данным статистических исследований, около половины разработок не находит своего подтверждения на рынке даже после получения утвердительного ответа.
Автору не приходилось сталкиваться с ситуацией серьезных маркетинговых исследований для новых разработок на нашем рынке. Причина банальна – отсутствие необходимых финансов. Поэтому сейчас в России действуют «особенности национальных разработок», складываются собственные пути продвижения новых идей на рынок.
Путь первый, беспроигрышный. Разработка является решением конкретной задачи под конкретного заказчика, оплачивается заказчиком, пусть даже не в полном объеме. Заказчик получает решение своей задачи, фирма получает свое новое изделие, не понеся чрезмерных расходов. Пойдет изделие в широкую продажу – очень хорошо, не пойдет – не велика потеря. Еще одно несомненное преимущество – возможность сразу довести изделие «до ума» на конкретном объекте. Раз изделие изначально востребовано рынком, оно рынку необходимо. Остается ответить лишь на вопрос – в каком объеме?
В любом случае, найти такого «продвинутого» заказчика, который полностью поверит Вам как разработчику и заплатит деньги за пока не существующее изделие, весьма непросто.
Следующий путь. Специалисты фирмы, имеющей приличный научный потенциал в каком-то направлении, стремятся его реализовать, при этом, как правило, вообще не утруждая себя анализом потребностей потенциальных клиентов. Они убеждены, что рынок должен принять их изделие по той простой причине, что раньше этого не было, а теперь – есть. Непростую задачу стыковки научно-технического потенциала фирмы и потребностей рынка решают (с разной долей успеха) отделы маркетинга и/или корпоративное руководство предприятия. Только в непрерывной совместной деятельности всех подразделений можно надеяться на успех этого пути. Отделы новой техники стремятся выдать все, что могут, а их приходится постоянно «приземлять» вопросами: «А это надо? А Вас просили? А чем это лучше имеющегося решения?» Без постоянной привязки к рынку новые изделия, в лучшем случае, становятся чисто подиумными.
Бывает, что разработчик доводит ситуацию до абсурда в своем стремлении максимально реализовать себя в новом изделии. Так, например, известная система идентификации номера автомобиля в одном из своих вариантов предусматривает автоматическое открытие ворот при совпадении номера въезжающей машины с номером, занесенным в компьютер как имеющий доступ на объект. При этом совершенно справедливо заявлено, что совершенный алгоритм идентификации позволяет с очень высокой надежностью идентифицировать грязные номера. То есть достаточно выяснить номер любого «своего» для данного объекта автомобиля, написать его углем на листе светлого картона необходимого размера, повесить поверх номера любой другой автомашины, и свободный въезд обеспечен. Для разработчика, который старался обогатить перечень возможных функций системы, это явилось полным откровением.
Думается, успех или неуспех не только какого-то изделия, но и всей фирмы на рынке обусловливается, в первую очередь, тем, в какой мере предприятие ищет пути сближения со своей целевой группой по всем ключевым позициям, направляет свою деятельность на максимальное удовлетворение потребностей клиента. Можно говорить о том, что нельзя экономить на безопасности, но на сегодняшний день конкретный заказчик располагает конкретной суммой денег на свое оснащение, и надо решать его проблемы в конкретных финансовых рамках.
Возможности обработки изображения компьютерными системами велики, однако абсолютное их большинство сегодня имеют один серьезный недостаток – похоже, разработчики никогда не видели живого охранника, не представляют его условий работы. Вероятно, образ охранника у них сложился из фильмов про Джеймса Бонда, который способен стрелять из любых положений, бегом догонять самолет, владеть всеми видами единоборств, а также может взломать компьютерную сеть любого банка. В действительности же приходится дополнительно адаптировать инструкцию изготовителя того же квадратора, чтобы она была правильно воспринята конкретным персоналом конкретного объекта. Довод подрядчика – пусть заказчик обучает свой персонал.
Указывать заказчику, что ему надо делать – не дело разработчика. Если в охране актуальнее сотрудник, который превосходно стреляет, то он будет набираться из числа снайперов, а не программистов; в этом случае компания-разработчик должна создать такую систему, которая будет обслуживаться именно этим снайпером в необходимом заказчику объеме. Если возможна ситуация, что на приемной аппаратуре может оказаться кипятящийся чайник, то эта аппаратура должна это предусматривать, либо такую ситуацию необходимо исключить. Кстати, высокая стоимость импортной охранной техники, в значительной степени, объясняется тем,что она адаптирована к реальным условиям.
Система видеонаблюдения – видеокамера/ кабельные коммуникации / монитор – это, продолжая аналогию с миром моды, «рабочая одежда», нужная и доступная всем и каждому. Разработчики таких систем принципиально никогда не называют их ни системами безопасности, ни охранными системами (система безопасности – это понятие комплексное и чрезвычайно широкое).
Охрану обеспечивает человек, а любая техническая система, в том числе и система видеоконтроля, – это лишь инструмент в руках человека для решения его задач. Для чего конкретно используется этот инструмент – дело пользователя, поэтому не стоит рассматривать систему видеонаблюдения исключительно как техническое средство охраны. Так, например, видеосистема может позволить избежать нахождения человека в опасных для здоровья и жизни условиях.
Оператор в состоянии контролировать в среднем одновременно семь изображений, то есть вместо одной пары глаз система позволяет ему иметь семь, причем абсолютно в любых местах контролируемого объекта. Кроме этого, даже самая простая видеосистема непосредственно дает информацию о состоянии объекта и позволяет сразу принять адекватные действия. Любая другая система сигнализации дает только некоторую производную от такой информации. Сигнал тревоги от датчика говорит лишь о том, что датчик сработал. Для принятия необходимых оптимальных мер такой информации недостаточно. Большой процент ложных срабатываний может сделать систему сигнализации совершенно неэффективной. Человек несколько раз впустую пробежит 1,5-2 км, а потом вообще не двинется с места. Поскольку характер проникновения на объект неизвестен, человек, проверяющий объект на возможное проникновение по сработавшей сигнализации, всегда подвергает себя опасности.
Для систем видеоконтроля ситуация практически обратная. Появление объекта в зоне обзора может регистрироваться детекторами движения, при этом ложное срабатывание повлечет за собой лишь необходимость повернуть голову к экрану. Поэтому, например, для внешних видеокамер широко используются видеодетекторы для внутренних помещений (как значительно более дешевые), которые действительно могут давать большой процент ложных срабатываний, однако руководством заказчиков это воспринимается как преимущество, ибо заставляет охрану лишний раз вспомнить о своих обязанностях (но бегать при этом никуда не придется). Если же действительно система срабатывает, то мгновенно происходит оценка ситуации и выбор действий (дети полезли за мячиком -пусть слазают; проник человек – принять меры по предотвращению и задержанию; проникает вооруженная группа – вызвать подкрепление и спасать свою жизнь и т.п.). Если система дополнена видеозаписью, всегда есть возможность воспроизвести ситуацию, получить информацию в объективном виде, а не со слов кого-либо и не в виде протокола срабатывания датчиков.
На основании этого целесообразно рассматривать видеосистему в качестве основной и первостепенной в перечне систем контроля. При одинаковой вероятности обнаружения проникновения, стоимость оборудования для системы видеоконтроля ниже, чем для какого-либо иного технического решения. Если система позволяет исключить нахождение человека в опасных условиях, разговор о материальной выгоде вообще не имеет смысла.
Представим, что необходимо контролировать какие-либо семь разнесенных внешних зон. При установке семи видеокамер с многофункциональной приёмной аппаратурой, включающей мультиплексор с детекторами движения, видеомагнитофон, средняя стоимость одной камеры в общей сумме договора составляет 700-800 $ (для длин трасс 1-2 км). Для контроля необходим один оператор. При отсутствии системы нам бы пришлось выставить семь человек-наблюдателей, оснастить их средствами связи. Кроме того, остается тот же человек в центральном посту для приема информации, принятия решения и координации действий. Круглые сутки человек стоять на посту не может, тем более если еще мороз под 30 градусов. Даже летом на одни сутки необходимо, в среднем, 3 человека на одну точку. Если зарплата одного сотрудника – 150 $ (вместе с питанием, обмундированием, техническим оснащением и т.п.), то одна точка в летних условиях обойдется в 450 $. Таким образом, система себя окупит и начнет приносить прямой доход пользователю уже к концу второго месяца эксплуатации. Если гарантийный срок – 12 месяцев, то никаких расходов на обслуживание в течение остальных 10 месяцев нести не придется.
Как правило, все большие системы строятся поэтапно, и расходы распределяются во времени. Одна из главных задач – грамотно спроектировать всю конфигурацию, чтобы система начала работать (и приносить экономический эффект) с момента установки первой камеры, чтобы оснащение приемных постов на каждом этапе являлось дооснащением, а не переоснащением.