Выставка как отражение развития рынка. [Мир и безопасность №6, 2000]

© [Мир и безопасность №6, 2000]

Выставка, которая «встала на ноги» и завоевала свое «место под солнцем», непременно отражает не только состояние рынка в целом, но и специфику того региона, где она проводится. По просьбе нашего журнала о состоянии рынка технических средств и о значении выставки «Охрана и безопасность» в его формировании, рассказывает Попов Александр Леонидович – руководитель отдела маркетинга фирмы «Тахион».

Петербургская выставка «Охрана и безопасность» за 10 лет работы, несомненно, завоевала свое место «под солнцем». Причем не только завоевала, но и вытеснила в честной конкурентной борьбе других претендентов на питерский Форум по безопасности. Можно без преувеличения сказать, что все фирмы, имеющие какой-либо вес на рынке, считают необходимым для себя участие в «Охране и безопасности», а это привлекает к участию огромное количество специалистов и конечных потребителей из различных регионов России и стран Ближнего и Дальнего зарубежья. При таком положении вещей сама выставка наглядно отражает и состояние отечественного рынка в его временном развитии, и специфику нашего региона.

На рынке технических средств (на котором работает наша фирма) сегодня имеем следующую ситуацию. С одной стороны, стремление созидать, творить, создавать что-то новое – это питерская «национально-историческая» черта.

С другой стороны, выход в лидеры рынка фирм-производителей – закономерная тенденция, продиктованная развитием рынка, выходом его на новый качественный уровень в нашем регионе.

Начинали все примерно одинаково. Брались за все: на самые разношерстные объекты устанавливалось самое разношерстное оборудование. Первые разработки, в основном, ставили целью воспроизвести то же, что идет «оттуда» по более низким ценам. 5-7 лет назад выставочные стенды фирм были увешаны самыми разномастными камерами, датчиками, уставлены пирамидами мониторов, коммутационной аппаратурой. Конечному потребителю, не искушенному в электронике, разобраться в этом «ушате» информации было практически невозможно. Но рынок развивался. Увеличивалось количество оснащаемых объектов, ширился их «ассортимент». Неминуемо возникали ошибки, которые необходимо было исправлять. Оказывается, для построения действительно серьезных систем мало набрать необходимое количество видеокамер, мультиплексоров, мониторов и прибить кабель к стене. Необходимо приложить высококвалифицированные инженерные знания с самого первого момента проектирования системы до окончательного запуска в эксплуатацию. А такие знания необходимо иметь у себя. Так, с возрастанием сложности, лидирующее положение на рынке переходило от фирм-дилеров к отечественным проектно-монтажным фирмам, как определяющим идеологию и отвечающим за систему в целом. С другой стороны, достаточно большой перечень задач, требующих большого научно-технического потенциала фирмы-инсталлятора, может иметь аппаратное решение. Имеются такие решения и на базе импортной техники. Однако стоимость такого оборудования несравнима по стоимости с «конвейерной» техникой (видеокамерами, мониторами и т.п.).

Если с массовой «конвейерной» импортной техникой отечественному производителю тяжело вести ценовую конкуренцию, то, что касается наукоемких технологий, здесь «все карты у нас на руках». В любой серьезной системе основная стоимость приходится именно на наукоемкие изделия и работы. Так, в системе с длинами линий около 1 км видеокамера составляет 5-10% от стоимости канала (стоимость всего договора, разделенная на количество видеокамер в системе). Столько же приходится на монитор. Взяв под свою опеку эту основную часть, наш отечественный производитель автоматически забирает лидерство на рынке.

С одной стороны, высокий собственный научно-технический потенциал питерских фирм, национально-историческая черта Санкт-Петербурга производить и быть в этом первыми, а с другой стороны – стремление конечного потребителя доверить свои проблемы отечественному производителю, вывели последних на лидирующие позиции на рынке.

С присущей Питеру корректностью все более-менее серьезные фирмы, работающие на рынке не один год, нашли свою собственную нишу в зависимости от их научно-технического потенциала.

Так, наша фирма заняла нишу решения проблем передачи видеосигнала и сигналов управления на большие расстояния, производства видеокамер для специальных условий эксплуатации, построения коллективных бытовых систем видеоконтроля; фирма «Росси» давно снискала себе славу специалиста в создании программного продукта; «ЭВС» исторически занималась видеокамерами высокой чувствительности; над программным продуктом плотно работают «Иста», «Сталт» и т.д.

Конечно, необходимы рынку и фирмы-дилеры. Делать абсолютно все только собственными производственными мощностями – безграмотно и неправильно. Цивилизованный рынок – это самая широкая кооперация, в том числе – международная. Если какая-либо страна производит отличные кирпичи, почему бы не использовать их на строительстве нашего дома. Но архитектор, инженерная мысль должны быть собственными. Направляющая, определяющая роль для любой развитой страны остается за национальными компаниями.

Ежегодная выставка «Охрана и безопасность» сегодня – это уже не столько место представления своей или поставляемой продукции отдельными фирмами, сколько выставка достижений рынка в целом. Возникшая как следствие потребностей рынка, выставка стимулирует его дальнейший прогресс и определяет наиболее перспективные направления отрасли. Особенно отрадно то, что и наш потребитель именно так стал ее воспринимать – он пришел на выставку найти решение своей задачи. И он его непременно найдет. А наша задача – задача фирм, работающих на питерском рынке, прежде всего, не выпасть из этой сложившейся общей структуры, не потерять свое место в этом строю.

В заключение хочется пожелать организаторам выставки «Охрана и безопасность» и впредь сохранять ее как объединяющее начало российского рынка безопасности.

1

В зависимости от места установки и способности пропускать через себя различные импульсные токиУЗИП делятся на следующие классы – A, B(I), C(II), и D(III).